В отличие от Европы и благоустроенной части Азии, в российских условиях внедорожник – не спортивный снаряд, не машина для активного отдыха, а во многих случаях – единственный способ гарантированно добраться туда, куда нужно.
Проходимая машина в качестве главного (и, как правило, единственного) семейного автомобиля – обычные наши реалии. Какой же выбор стоит перед потребителем? В первой и второй части нашего исследования мы ознакомились с машинами повышенной проходимости отечественного производства, а также с подержанными импортными автомобилями класса «Crossover» или «SUV». Сейчас настала пора поговорить о самом массовом и неоднородном сегменте – а именно, о «сильно подержанных» настоящих внедорожниках.
Каковы критерии, позволяющие с уверенностью отделить настоящий внедорожник от своих менее «правильных» сородичей? Помимо полного привода и большого дорожного просвета, это – рамная конструкция (в противоположность несущему кузову), возможность жесткой связи обоих мостов, реализуемая либо при помощи межосевого дифференциала, либо при помощи вискомуфты, наличие пониженного ряда передач. Как полезная, но нечасто встречающаяся опция – возможность блокировки межколесных дифференциалов. То же самое можно сказать о зависимой задней подвеске, о неразрезном мосте – всё это стремительно уходит в прошлое.
Теперь о критериях, позволяющих рассматривать внедорожник именно в качестве семейного автомобиля, на котором можно с относительным комфортом передвигаться и по городу, и по трассе. Приемлемый аппетит, базовый уровень шумоизоляции, хоть какая-то динамика, да и вместимость… Уже на этой стадии отбора отпадает довольно много автомобилей, отличающихся привлекательной ценой. Это и японский «козел» Suzuki Samurai, и монументальные «Land Cruiser» и «4 Runner» выпуска начала 90-х, и подавляющее большинство «американцев».
Здесь мы ступаем на зыбкую почву. Не хотелось бы задевать чувства любителей американских автомобилей, но большинство экспертов сходятся во мнении, что внедорожник, сделанный в Америке, или сделанный для Америки, или хотя бы эксплуатировавшийся в Америке, подходит для наших целей меньше всего. Неважная проходимость, низкая надежность трансмиссии, феноменальная «прожорливость», «убитость» вследствие небрежной эксплуатации – вот с чем придется столкнуться российскому автолюбителю, взявшемуся «донашивать» какой-нибудь Jeep, Chevrolet или Ford. Спору нет, встречаются и удачные экземпляры; но чаще всего привлекательная цена оборачивается серьезными проблемами и разочарованием в будущем.
Не с лучшей стороны проявляют себя и европейские внедорожники, по большинству параметров попадающие в поле нашего зрения. Opel Frontera и Monterey – аппараты по-своему весьма приличные и в зрелом возрасте весьма доступные, но есть один нюанс: их японские аналоги от Isuzu (соответственно, более легкий, почти городской Trooper и «хардкоровый» Bighorn) в том же возрасте, с той же комплектацией и по той же цене (7-10 тысяч у.е.) предлагается в несколько лучшем состоянии. Таким образом, ниша наиболее доступных машин, сочетающих высокую проходимость и неплохую управляемость, заполняется: Isuzu Trooper, если у вас больше города и шоссе, чем разбитого проселка, или Bighorn, если главное для вас – проходимость. Неприхотливость, высокая надежность, простота конструкции – всё это, а также доступность запасных частей, делает подержанные внедорожники Isuzu серьезным конкурентом продукции Mitsubishi и Nissan.
Toyota, Nissan, Mitsubishi… Каждая из этих знаменитых японских компаний выпускает широкий ассортимент автомобилей высокой проходимости – от «паркетников» до настоящих вездеходов. Кому неизвестны такие марки, как Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero или, скажем, Nissan Patrol? За место в гараже небогатой российской семьи соревнуются Pajero первого поколенгия, Land Cruiser 80 или 100, «Patrol» выпуска начала 90-х. Разумеется, близнецами этим машины назвать непросто, но нишу они занимают одну и ту же: серьезный внедорожник, одинаково хорошо подходящий и для города, и для бездорожья. Определенные неудобства вызывает схема подключения полного привода: как и полагается «старорежимному внедорожнику», передний мост у всех этих моделей подключается жестко и, таким образом, в нормальных условиях машина движется на заднем приводе. Три или пять дверей, большой выбор двигателей, среди которых и турбодизели (которые, между прочим, не настолько чувствительны к качеству нашей солярки, как считают многие)… Такие разные автомобили становятся еще более схожими, когда речь заходит о цене: машина 90-го года в хорошем состоянии продается по цене новой «Шевроле-Нивы».
Если говорить о выборе между Cruiser 80/100, Pajero I и Patrol, то мы бы отдали минимальное преимущество Pajero. Хотя бы потому, что на базе Pajero первого поколения в Корее долго и успешно выпускался Huyndai Galloper. Нет, заменить Pajero Galloper’ом мы рекомендовать не можем – качество корейского аналога вызывает немало нареканий, — но сам факт его наличия способен существенно снизить «цену владения». А в отношении продукции одного из ведущих японских производителей это — фактор весьма немаловажный. Любители хорошо знают, насколько дороже в эксплуатации не имеющий корейских аналогов Pajero II.
Итак, доступный Isuzu Trooper, надежный и универсальный Mitshubishi Pajero… чем можно дополнить этот ряд? Разве что компактными внедорожниками – классом автомобилей, в котором едва ли не монопольное положение занимает продукция японской компании Suzuki. Разумеется, компактные рамные машины выпускают и другие производители (более всего на слуху Kia Sportage), но для остальных это своего рода «отхожий промысел», дополнительная «изюминка» в ассортименте, тогда как Suzuki специализируется именно на внедорожниках компактного класса.
Рамная конструкция, жестко подключаемый полный привод, неплохая динамика, максимальная экономичность – вот собирательный портрет всех внедорожников Suzuki. Большая часть моделей выходит за рамки нашего обзора – сверхкомпактные трехдверные Vitara или Jimny язык не повернется назвать «семейным автомобилем», — но пятидверная Grand Vitara по своим характеристикам является одним из самых сбалансированных вариантов семейного внедорожника. Относительно небольшие габариты не затрудняют езду в городских условиях, двигатели (от 1,6 до 2,7 л, включая турбодизель 2,0 л) отличаются весьма умеренным аппетитом, а их мощности вполне хватает на то, чтобы обеспечить относительно легкому автомобилю «легковую» динамику. Зависимая задняя подвеска, понижающий ряд в коробке, короткая база – всё это позволяет Grand Vitar’е успешно преодолевать весьма серьезное бездорожье. Наконец, Grand Vitara – первый внедорожник Suzuki, который не просто хорошо справляется со своими обязанностями, но кроме того имеет стильный и современный дизайн. Цены на Grand Vitara первых выпусков на вторичном рынке России уже приближаются к отметке в $10000; всё это позволяет рекомендовать этот автомобиль Suzuki всем, для кого внедорожник – это не обязательно огромный неповоротливый монстр.