Ниже мы хотим разобраться, кому и зачем следует покупать трехдверные внедорожники. Но, чтобы вы сразу поняли, стоит читать дальше этот материал или нет, предлагаю ответить на три вопроса:
Чаще всего вам приходится ездить одному?
Больше всего километров вы наматываете по городу?
Теоретически вам нравятся спортивные купе?
Если на всю троицу вы ответили «да», думаю, статья вас наверняка заинтересует… Последний вопрос показался странным? Ничего, все нормально. Ведь трехдверные внедорожники и спортивные купе немного схожи по духу. Давайте с этого аспекта и начнем.
В РОССИИ спорткупе покупают, что называется, либо по незнанию, либо по призванию (читайте, законченные фанаты). Что уж говорить, эти автомобили мало годятся для наших дорог. Однако в последние двадцать лет, когда неимоверно возросла популярность ралли-рейдов, имидж этаких бойцовых «4х4″ обрели короткобазные трехдверные внедорожники. Ведь очень похожие (по крайней мере внешне) машины сражаются на трассах Париж-Дакар и ей подобных. Причем, в отличие от привычных спорткупе, короткобазный внедорожник не вызывает у водителя сердечных спазмов при езде по нашим дорогам.
Еще один нюанс, на который пока больше обращают внимание европейские автомобилисты, но уже стали замечать и российские. По крайней мере, в больших городах. Если вы сидите за рулем спорткупе или короткобазного трехдверного внедорожника, значит, вы сидите за рулем собственной машины. Подобные автомобили не покупают в качестве служебных. А если и покупают, то как личный транспорт для весьма высокопоставленных сотрудников…
Замечу, что некоторые обладатели здоровенных пятидверных джипов смотрят свысока на водителей шустрых трехдверок. Но если вас интересует мнение таких людей, почему вы не купили до сих пор «Suburban»?
Таковы, в целом, штрихи, касающиеся имиджа и престижа. Теперь перейдем к вещам более прозаичным.
Общие сведения
Большинство автопроизводителей делает трехдверные внедорожники на короткобазном шасси, что подразумевает меньшую длину автомобиля и соответственно меньший объем салона и багажника. Поэтому если вам часто приходится ездить с тремя-четырьмя взрослыми пассажирами или возить крупногабаритную поклажу, трехдверка вас однозначно не устроит. И даже более привлекательная цена (маленькие джипы обычно стоят на пять-десять процентов дешевле пятидверок) не должна повлиять на выбор. Постарайтесь осознать: трехдверный джип покупают вовсе не потому, что не хватает денег на больший по размерам автомобиль.
Трехдверный внедорожник нужен, в первую очередь, горожанам. Почему? Из «общевнедорожных» ценностей необходимо отметить безразличие автомобиля к неровностям, а также высокую посадку водителя, которая позволяет просматривать свой ряд движения на несколько автомобилей вперед и заранее совершать необходимые маневры. Еще снижается риск оказаться «последним-лишним» в очереди желающих резко затормозить.
Почему именно трехдверка?
А вы попробуйте на большом длиннобазном джипе покрутиться по центру Москвы в будни. Или втиснуться задним ходом на тесный паркинг. В трехдверном внедорожнике легче ощутить габариты. В отличие от крупных пятидверок, его можно рекомендовать начинающим водителям.
Вдобавок маленькие короткие джипы лучше ощущают себя на бездорожье. За счет укороченной базы они меньше боятся высоких кочек, отвалов и прочих неприятностей, встречающихся на пересеченной местности. Поэтому среди поклонников трехдверок немало людей, которые любят и умеют водить автомобиль по бездорожью.
Заметьте, сумму этих потребительских качеств не в состоянии обеспечить ни пятидверный внедорожник, ни легковушка с увеличенным дорожным просветом и полным приводом.
Среди недостатков трехдверок можно отметить не лучшую плавность хода. Они более склонны к «козлению», нежели длинные внедорожники. Уровень комфорта на задних сиденьях тоже оставляет желать лучшего. Причем на многих трехдверных внедорожниках задний диван априори уже и жестче, нежели на пятидверных.
А теперь рассмотрим предложения по трехдверным внедорожникам на российском рынке. Обращу ваше внимание на то, что в обзор вошли модели, официально поставляемые на российский рынок.
До $20.000
Наиболее доступными по цене сейчас являются три модели «Suzuki»-«Jimny», «Vitara» и «Grand Vltara». Несмотря на внешнюю игрушечность, все три модели являются серьезными джипами. Все они построены по классической внедорожной схеме: рамный кузов, прочная ходовая, в трансмиссии имеется понижающий ряд передач.
Даже маленький «Jimny» со скромным 1,3-литровым двигателем достаточно уверенно едет по бездорожью. Однако при вождении по обычным дорогам следует помнить, что все «Suzuki» имеют жестко подключаемый передний мост (так называемая система «Part Time 4х4″). Поэтому полным приводом здесь можно пользоваться только на скользкой дороге или в грязи, что, собственно, отражено в инструкции.
Теперь о ценах. «Jimny» является одним из самых доступных зарубежных внедорожников среди предлагаемых на российском рынке. В зависимости от комплектации можно подыскать автомобиль за тринадцать-четырнадцать тысяч.
«Vitara» крупнее и солиднее, но стоит дороже. Примерно от $15.500. Выглядит практичнее, чем «Jimny», за счет более мощного двигателя объемом 1,6 литра. Она популярнее на рынке, что подразумевает меньшие проблемы с запчастями и обслуживанием. Правда, «Vitara» обладает короткоходной и на редкость жесткой подвеской. Обязательно прокатитесь перед покупкой, возможно, именно эта особенность будет впоследствии раздражать.
«Grand Vitara» по механической части почти идентична «Vitara», но ощутимо комфортнее за счет более мягкой подвески и более просторного салона. Обычно предлагается с двигателем 1,6 литра и нередко с автоматической коробкой передач. В зависимости от оснащения стоит $16.000-19.000. Можно заказать машину с двухлитровым двигателем и даже с V6 объемом 2,5 литра, но они стоят уже в районе двадцати пяти тысяч. Получается дорогая игрушка на любителя.
До $30.000
Здесь присутствуют две модели категории «recreation vehicle». Это, по сути, легковые автомобили с несущими кузовами, которые выглядят как внедорожники. У них нет даже понижающего ряда в трансмиссиях. Итак, «Honda HR-V» и «Toyota RAV4″.
Происхождение от легковых моделей означает, что обе машины превосходны на асфальте. Чуткое рулевое управление и сложные подвески доставят удовольствие опытному водителю. Они действительно в чем-то схожи с недорогими спорткупе, с которыми уже проводились параллели. А вот по части бездорожья за рулем «HR-V» и «RAV4″ лучше ограничиться глубоким снегом во дворе и размокшей, но ровной и проезжей грунтовкой до дачи.
Хондовская модель оснащается бензиновым 1,6-литровым двигателем, который через механическую коробку или бесступенчатый вариатор вращает передние колеса. Задние подключаются автоматически при начале проскальзывания передних (у «серых» дилеров встречаются даже чисто переднеприводные версии). Такая схема удобна для того, кто ездит спокойно и не владеет зимними навыками езды на полноприводнике. Автомобиль обладает весьма вместительным для своих размеров багажником, которому, однако, в жертву принесено пространство на задних сиденьях. Посадочная формула выглядит как «2+2″ (два «взрослых» места и два «детских»). Официальные дилеры предлагают «Honda HR-V» за $25.000-28.000, а «серые» продавцы продают «льготные» машины за $19.000-22.000.
У «Toyota» характер другой. Бойцовский двухлитровый двигатель, постоянный полный привод, короткая база и острый руль — это отличный спортивный снаряд для того, кто любит и умеет активно ездить на полном приводе, хотя и спокойная езда на автомобиле доставит удовольствие. Сзади при желании могут усесться двое взрослых средней комплекции, а для багажа места остается совсем немного, что неудивительно при длине автомобиля всего 3,7 метра.
«RAV4″ с механической коробкой предлагается за $25.000-29.000, а вот самая дорогая версия с «автоматом» находится уже за рамками тридцати тысяч и стоит $32.000.
В этой ценовой категории также присутствует «Nissan Terrano II», относящийся к внедорожникам общего назначения. Они неплохи на асфальте и многое умеют на серьезном бездорожье. Автомобиль богато оснащен, а цена в пределах тридцати тысяч объясняется простыми техническими решениями. В частности, недорогим и экономичным четырехцилиндровым двигателем объемом 2,4 литра и опять же недорогой трансмиссией «Part Time 4х4″ без межосевого дифференциала. Поэтому рекомендации по пользованию полным приводом те же, что для «Suzuki». Автоматическую коробку передач можно получить только с 2,7-литровым турбодизелем, который ощутимо дороже, поэтому такие машины в салонах дилеров практически не встречаются.
Автомобиль достаточно удобен и формально выступает в том же классе, что и более дорогие «Mitsubishi Pajero» и «Toyota Land Cruiser Prado», но адресован тем, кто располагает более умеренными средствами.
До $50.000
Наибольшую популярность среди достаточно дорогих трехдверных внедорожников общего назначения завоевал «Mitsubishi Pajero Metal Top». Поскольку вскоре стартует новый «Pajero», в салонах дилеров практически не осталось наиболее доступных дизельных версий и наиболее дорогих бензиновых с двигателем V6 объемом 3,5 литра. Однако самым оптимальным среди «бензинников» для короткого «Pajero» является именно трехлитровый V6. Автомобиль с таким мотором, в дорогом исполнении «GLS», с умной раздаткой «Super Select», позволяющей ездить как на заднем приводе, так и в режиме постоянного 4х4, стоит $38.700. Версия с автоматической коробкой на тысячу дороже.
Когда в трехдверке едут более двух человек, начинает действовать правило: если неудобно трансформируется правое переднее сиденье, значит неудобен весь автомобиль. Если у вас «Pajero», жена не будет ворчать по этому поводу, выпуская детишек из автомобиля на остановках. Его правое сиденье имеет механическую память положения, благодаря которой его не надо каждый раз после складывания регулировать заново. На механическую память в передних креслах рекомендую обратить внимание при подборе машины.
«Toyota Land Cruiser Prado» оснащается бензиновым V6 объемом 3,4 литра или трехлитровым четырехцилиндровым турбодизелем, с каждым из которых может агрегатироваться автоматическая коробка передач. Тяжелый внедорожник снабжен системой привода с постоянным 4х4. «Prado» является прямым конкурентом «Pajero», но если «Mitsubishi» имеет более спортивный имидж, то «Toyota» с более мягкой подвеской, достаточно просторным задним диваном и приличным багажником более спокойный, более семейный автомобиль. Официальные дилеры обычно предлагают «Prado» в дорогих комплектациях по цене $43.000-45.000.
Профессиональный внедорожник «Land Rover Defender 90″ создан для регулярной интенсивной эксплуатации на бездорожье. На автомобиль устанавливается четырех или пятицилиндровый турбодизель объемом 2,5 литра, а также бензиновый V8 объемом 3,9 литра, который на таком автомобиле оправдан только в том случае, если в вашем регионе дизтопливо отсутствует напрочь. Коробка передач только механика, привод постоянный 4х4. Автомобиль максимально приспособлен для работы в тяжелых условиях и поэтому по-армейски аскетичен по части комфорта и оснащения, а по асфальту едет не лучше грузовика. Зато проходимость и выносливость просто потрясающие. А посему, если вы не являетесь фанатом этой модели, то выкладывать $30.000-32.000 за такой автомобиль имеет смысл только в том случае, если собираетесь использовать его по назначению.
К рангу профессиональных джипов также следует отнести короткобазный «Nissan Patrol». Он комфортнее и практичнее, чем «Defender 90″. Данная модель оснащается рядным 6-цилиндровым турбодизелем, механической коробкой передач и системой полного привода PART TIME с жестко подключаемым передним мостом. Покупка этой машины разумна либо при пристрастии к «Patrol» как таковому, либо при необходимости часто ездить по бездорожью. Обращу ваше внимание на то, что задние сиденья в коротком «Patrol» удобнее, чем в большинстве одноклассников.
Свыше $50.000
Здесь в гордом одиночестве выступает его величество «Mercedes-Benz» G-класса. Да-да, он может быть не только пятидверным «автобусом» и не только черного цвета, как можно предположить, взглянув на московские улицы.
В Европе обеспеченные люди покупают короткий G-класс, дабы подчеркнуть принадлежность автомобиля частному лицу. И чтобы получить дополнительные «км/ч» к максимальной скорости и сократить число «с», требующихся для набора 100 км/ч. Так, трехдверный «G500″ примерно на четверть тонны легче своего пятидверного собрата. Разница в динамике очень и очень заметна. Наконец, если вы хотите получить быстроходную тюнинговую версию G-класса, то шильдики «AMG» или «Brabus» наиболее уместно выглядят именно на поджаром короткобазном джипе.
Если же вы любите ездить на охоту или рыбалку в глухие места, то лучше отдать предпочтение турбодизелю. Сочетание такого мотора с короткобазным шасси, а также наличие трех (!) блокировок дифференциала в сумме дают феноменальную проходимость. Недаром на протяжении вот уже нескольких десятков лет G-класс был и остается одним из самых культовых внедорожников в мире.