Доступная, вместительная, надежная и «проходимая» машина для небогатого российского потребителя – миф или реальность? Напомним, что в первой части нашего обзора мы разобрали внедорожники российского производства – и пришли к выводу, что ни одна отечественная полноприводная машина не соответствует в полной мере критериям, предъявляемым к семейному автомобилю.
Удобство, универсальность, проходимость, цена – как минимум один критерий выпадает всегда. А это значит, что настало время обратить внимание на богатый и предельно разнообразный рынок подержанных иномарок. Сегодня мы поговорим об автомобилях смешанного класса – «паркетниках», «кроссоверах», SUV – в общем, о машинах, изначально предназначенных для активного отдыха.
Если особо серьезная проходимость вам не нужна, но несколько рытвин и луж приходится преодолевать каждую пятницу и воскресенье, выбор существенно расширяется. Полный привод (как правило, в данном случае – постоянный полный), клиренс примерно от 170 мм, механическая КПП – недорогих автомобилей возрастом 7-10 лет, соответствующих таким критериям, немало. Почему обязательно «механика»? Да, «автоматы» многих современных внедорожников практически не снижают проходимости, но следует учитывать, что АКПП полноприводных легковых машин, как правило, не рассчитаны на преодоление грязи или снежных заносов. Несколько попыток езды «внатяг» – и с легковой автоматической коробкой можно распрощаться. Не совсем то, что нужно.
Сейчас в нише легковых «проходимцев» правит бал продукция знаменитой компании Subaru – различные модификации «Legacy» и «Impesa». Постоянный и очень надежный полный привод (сказывается «полноприводная» идеология компании) создает необходимый запас проходимости, оппозитный двигатель обеспечивает великолепную динамику – многие внедорожные модификации Subaru вполне заслуживают характеристики «гоночный вездеход». Универсал Legacy Wagon, два автомобиля, относящиеся, по современной классификации, к классу SUV – Legacy Outback и Subaru Forester – если учесть большое количество модификаций, выбор достаточно широкий.
Самый доступный вариант здесь – разумеется, Legacy Wagon. Найти экземпляр в хорошем состоянии с клиренсом 170 мм, не «убитой» трансмиссией и двигателем за смешные деньги совсем несложно. Длинная база и отсутствие пониженного ряда передач, конечно, не позволяют рассчитывать на серьезную проходимость, но постоянный полный привод делает свое дело. Помимо состояния трансмиссии, при выборе «сильно подержанного» Legacy Wagon стоит обратить пристальное внимание на двигатель: моторы объемом 2,3 и выше очень чувствительны к перегреву, и существует большой риск приобрести полностью убитую машину.
В глазах потребителей Forester и Outback – близнецы; во всяком случае, с точки зрения владельца, различий между ними значительно меньше, чем между их полностью легковыми прототипами – Impresa и Legacy. Forester отличается несколько более высокой проходимостью (за счет укороченных свесов), Outback более комфортабелен. Укрепленная подвеска, увеличенный клиренс, блокировка при помощи виско- или гидромуфты – и Outback, и Forester являются, наверное, самыми сбалансированными машинами своего класса, одинаково хорошими и в городе, и на трассе, и в умеренном бездорожье. Стоимость этих машин первого выпуска вплотную приближается к знаковой отметке $10000, а дороговизна в обслуживании, отпугивающая многих виртуальных поклонников Subaru, компенсируется высочайшей надежностью этих автомобилей. Разумеется, при выборе подержанного Forester’а или Outback’а следует уделить внимание состоянию трансмиссии; особую осторожность необходимо проявлять по отношению к машинам, привезенным из-за океана: условия эксплуатации автомобилей такого класса в США нередко приводят к преждевременной гибели важнейших узлов.
Кроме Subaru, постоянный полный привод в легковых автомобилях активно используют только два крупных производителя: Audi и Suzuki. Увы, рекомендовать полноприводные модификации Suzuki Ignis и Liana в качестве «семейного проходимца» не позволяют и компактные размеры, и крайне ограниченные внедорожные возможности. В случае с полноприводными легковыми Audi проблема компактности снимается, зато встает вопрос цены. В любом случае, легковые машины Suzuki и Audi для бездорожья совершенно не предназначены – постоянный полный привод нужен здесь скорее для увеличения управляемости.
К легковым автомобилям повышенной проходимости вплотную примыкают популярные в России «паркетники» Honda CR-V и HR-V, а также Toyota RAV-4. (Собственно, Honda и позиционирует эти модели как легковые автомобили повышенной проходимости.) Помимо цен, у всех трех моделей – свои недостатки, существенно ограничивающие применение этих машин. Начнем с «Хонды».
В первую очередь, необходимо помнить, что и CR-V и HR-V – по сути, переднеприводные автомобили. На заднюю ось крутящий момент начинает подаваться только при пробуксовке передних колес, так что в обычных условиях оба «паркетника» ведут себя как обычные универсалы. Строго говоря, универсалами они и являются: ничего, кроме увеличенного дорожного просвета, не позволяет отнести их к внедорожникам, даже к «паркетным». Особенно это касается HR-V: в отличие от своего собрата, он не может похвастать ни повышенной вместимостью, ни мощным двигателем. И если CR-V искупает часть недостатков высокой вместимостью, комфортабельным салоном и хорошей управляемостью, то про HR-V этого сказать нельзя. (Напомним, что речь идет об автомобиле, способном преодолевать пусть небольшое, но всё же бездорожье – к городским машинам применимы совершенно другие критерии.) Универсал повышенной проходимости CR-V можно рекомендовать достаточно богатым покупателям, на пути которых нет ни глубоких рытвин, ни тракторной колеи, а дачный проселок – ровный и относительно сухой.
Toyota RAV-4 разительно отличается от своего вечного соседа по прайс-листу. Прежде всего – это «детский вариант» серьезных внедорожников знаменитого производителя. «Fun Cruiser», или «игрушечный Cruiser» – под таким именем модель вышла на рынок в середине 90-х. С одной стороны — несущий кузов и небольшие габариты, с другой — сравнительно мощный двигатель, реализованная в некоторых модификациях возможность принудительной блокировки дифференциала и, разумеется, настоящий полный привод. По отзывам владельцев, машина отличается очень неплохой управляемостью в городе, уверенно держится на трассе, не боится умеренно разбитого проселка. В то же время, RAV-4 свойственны примерно те же недостатки, что и… «Ниве», исключая, конечно, качество сборки. Трехдверная модификация позволяет разместиться с относительным комфортом лишь двум пассажирам, для багажа совсем мало места. Вместительность «пятидверок», как и в случае «Нивы», увеличена за счет проходимости и управляемости. Вердикт ясен: хорошее транспортное средство для небольшой или небогатой семьи: цены на RAV-4 на вторичном рынке довольно-таки приемлемые (особенно что касается автомобилей с правым рулем), выбор широк, запчасти доступны. Во всех смыслах – неплохой «промежуточный вариант».