Jeep Cherokee образца 2001-2007 годов в России продавался очень вяло. Однако на вторичном рынке этих машин достаточно, причем цены на внедорожники очень даже привлекательны. Стоит ли брать этот Jeep со смешной мордашкой? Какие проблемы он может доставить? И вообще что это за зверь такой?
Не думайте, что Cherokee 2001-2007 годов, который в США носил имя Liberty, является еще одним бестолковым «паркетником». Хотя именно так думают многие, глядя на переднюю часть этой машины с двумя кругленькими фарами. На самом деле Cherokee (будем называть автомобиль именно так) является настоящим внедорожником. Да, у него нет рамы, однако несущий кузов имеет мощнейшие лонжероны и многочисленные усилители. Плюс к этому не забывайте про отличную геометрическую проходимость, большой дорожный просвет, длинноходную и довольно мягкую подвеску. Система полного привода здесь тоже неплохая, причем она может быть двух вариантов (сейчас мы не берем в расчет заднеприводные автомобили из США, которых, на самом деле, немного). Более простая под названием Command-Trac требует ездить по сухому асфальту только на заднем приводе, а при движении по бездорожью вручную при помощи рычажка в салоне жестко подключать полный привод или понижающую передачу. А вот автомобили с самым мощным 3,7-литровым мотором могли иметь уже трансмиссию Selec-Trac, которая отличается режимом 4WD Full-time. Включив его водитель получает возможность круглый год пользоваться преимуществами полного привода (не постоянного, правда, а автоматически подключаемого) без риска сломать автомобиль. Ну а если же вы планируете часто ездить по тяжелому бездорожью, то поищите автомобиль с задним самоблокирующимся дифференциалом Trac-Loc (его тоже ставили лишь на 3,7-литровые машины). Кроме того, изучая автомобиль обратите внимание на наличие дополнительного пакета Skid Plate Group: защита топливного бака, раздаточной коробки передач, передней подвески. Он шел в списке опций, поэтому некоторые особо экономные от него отказывались. А зря – для езды по бездорожью вещь крайне полезная.
В задачи данного материала не входит полноценное тестирование автомобилей. Однако у меня была возможность поездить на Cherokee по очень серьезным участкам. И, скажу я вам, это лучший по проходимости автомобиль в своем классе. По крайней мере, Cherokee в этом упражнении заметно лучше таких популярных (и на самом деле очень хороших) «паркетников» как Toyota RAV4 или Honda CR-V. Может ли сломаться система полного привода на 3-7-летних Cherokee? Увы, но такие случаи бывают, причем с обоими типами трансмиссий. Однако мастера отмечают, что системы полного привода на Cherokee оказались весьма надежными и поломки если и случаются, то при пробеге более 100 000 – 120 000 км. Причем, редко когда ремонт стоит очень дорого – при серьезных проблемах владельцы обычно находят подержанные элементы. Ну а необходимость менять при большом пробеге крестовины кардана или сальники надо воспринимать как данность – с этим сталкиваются все обладатели полноприводных внедорожников. Замена пары крестовин обходится в $300, установка нового сальника редуктора потребует $120. При покупке автомобиля внимательно осмотрите пыльники переднего кардана, а также проверьте по сервисной книжке, как часто менялась масло в редукторах (это нужно делать строго через 40 000 км, а если ездить по грязи, то и через 20 000 км). В противном случае можно попасть на весьма дорогостоящий ремонт.
Теперь о двигателях. Официально на Cherokee ставили четыре мотора. Среди них были и дизели объемом 2,5 л (143 л.с.), на смену которому очень быстро пришел 2,8-литровый агрегат (сначала 150 л.с., а с 2004 года — 163 л.с.). Однако нужно сразу сказать, что найти на российском вторичном рынке дизельные Cherokee практически невозможно. В России такие машины официально продавались, но их мало кто покупал. А из Европы вести внедорожники слишком дорого, особенно учитывая наличие на нашем рынке большого числа бензиновых автомобилей из США. Вообще, именно Америка является главным поставщиком подержанных Cherokee, делая цену 3-5-летних автомобилей очень интересной (как уже было сказано, в Штатах модель продавалась под именем Liberty). Еще бы, ведь в США самый простой Jeep Liberty стоил всего $16 000. Новый! Полноприводной трансмиссии у такой машины не будет, да и наворотов тоже. Но $16 000! А крутые автомобили «со всеми пирогами» продавались за $25 000. Именно поэтому подавляющее большинство Cherokee на нашем вторичном рынке имеют под капотом бензиновые двигатели. Их было две штуки: 4-цилиндровый объемом 2,4 л (147 л.с. по европейским стандартам измерения мощности и 152 л.с. по американским) и 3,7-литровый V6 (204 л.с. или 214 л.с. соответственно). 2,4-литровый мотор сочетался только с «механикой» и простой трансмиссией Command-Trac, а автомобили с V6 в подавляющем большинстве случаев имели «автомат» и трансмиссию Selec-Trac (могла быть Command-Trac и даже «механика»).
Думаете, Cherokee 2,4 будет гораздо экономичнее, чем автомобиль с V6? Ошибаетесь. Если вы накапаете себе валерьянки и будете печально перемещаться из точки «А» и точку «В», то, конечно, мотор объемом 2,4 л будет тратить немного (хотя здесь все относительно – литров 15 по городу в любом случае уйдет). А вот стоить начать ездить активно, как расход вырастет уже примерно до 18-20 л. К тому же не забывайте, что 2,4-литровые Cherokee не отличаются выдающимися динамическими характеристиками и, самое главное, они не имеют автоматической коробки передач. А ездить на американском джипе с «ручкой» — это дурной тон. Вот и получается, что самым лучшим двигателем для Cherokee является V6. К тому же, по словам механиков, он и самый надежный. V6 имеет проверенную конструкцию, а вместо ремня ГРМ у него стоит надежная цепь, которая без проблем выдерживает более 250 000 км. Хотя надо отметить, что и ремень ГРМ на 2,4-литровом моторе тоже оказался очень крепким, однако его замена стоит в общей сложности около $500-700.
Пожалуй, единственным относительно слабым местом двигателя объемом 3,7 л можно назвать бензонасос, который со временем засоряется из-за нашего «самого лучшего топлива в мире». По идее надо менять весь насос в сборе, что дорого, поэтому мастера предлагают поставить отдельно помпу бензонасоса, хотя и она обойдется в $400. Назвать ресурс помпы невозможно. Если бы у нас был качественный бензин, то тогда проблем с ней вообще не было. А так приходиться страдать.
Коробки передач Cherokee обычно не доставляют проблем. Как вы уже поняли, машины с базовым 2,4-литровым бензиновым мотором или 2,5-литровым дизелем имели только «механику». Если же под капотом находится V6 или дизель объемом 2,8 л, то здесь гораздо чаще встречается «автомат». АКПП надежна. Хотя и не идеальна. Если на машине часто гоняли или постоянно лазили по бездорожью, то к 100 000 км коробке уже может потребоваться ремонт. Если вовремя заметить болезнь, то обычно удается уложиться в $1200-1500. Если же запустить проблему, то придется полностью перебирать «автомат», что стоит очень дорого – как правило, владельцы этого не делают и ищут на «разборках» подержанные коробки. «Механика» ломается реже, но при этом помните, что на 120 000 км или даже раньше может умереть сцепление. На фирменном СТО его замена обойдется в 600!
Отдельного рассказа заслуживает подвеска. На Cherokee впервые в истории Jeep установлена независимая передняя подвеска колес. Как только стало известно о решении «объявить независимость», многие скептики стали уверять, что ломаться новый Jeep будет гораздо чаще старого (при этом надежды на отточенную управляемость Jeep Cherokee не оправдались – он по-прежнему является американской машиной). Однако шасси оказалось довольно крепким. Первое время лишь нижние шаровые опоры выходили из строя слишком часто, но Jeep через пару лет исправил ситуацию. Для ремонта подвески объявлялись даже отзывные компании, которые, кстати, действуют до сих пор. Поэтому если вы купили подержанный автомобиль, то загляните на всякий случай к официальному дилеру и пробейте по компьютеру свою машину. Может быть Jeep вам что-нибудь заменит бесплатно.
Обычно при пробеге около 100 000 км в подвеску нужно вкладываться – и это должен помнить покупатель, осматривающий 5-летний автомобиль. Помимо нижних шаровых к этому времени часто изнашиваются верхние рычаги в сборе, амортизаторы и даже ступичные подшипники, которые на передних колесах идут вместе со ступицами. Последние детали самые дорогие – около $400 за штуку. Амортизаторы стоят по $110 за каждый, а верхние рычаги еще $200. Вот и получается, что при неудачных раскладах переборка подвески может обойтись в $1300-1500 с учетом работ. А если совсем не повезет, то к вышеперечисленным элементам могут прибавиться рулевая рейка или нижние рычаги ($1000 и $500 соответственно).
В общем, надежность ходовой, коробок передач и двигателя у Jeep Cherokee находится на среднем уровне. Эта машина ломается чаще, чем большинство «японцев», но при этом Cherokee образца 2001-2008 годов оказался заметно надежнее старых автомобилей этой марки, которые доставляли огромное количество проблем своим владельцам. Поэтому его можно покупать не только уже из одной любви к Америке. Только не забудьте перед покупкой автомобиля проверить кузов. Оказывается, Jeep Cherokee может иметь ржавые детали. Обычно коррозия появляется на задней двери, но бывает, что ржавчина уже поразила нижние части и других элементов. Кроме того, гнить может и днище в районе прохождения глушителя. Конечно, не надо думать, что такие казусы случаются со всеми Cherokee. На самом деле автомобилей со ржавыми задними дверьми мало, да и ржавыми их можно назвать лишь с натяжкой – так, небольшие очаги коррозии. Но, согласитесь, покупать такой Cherokee не слишком приятно. Поэтому будьте внимательны.
Jeep Cherokee обычно продается в двух комплектациях – Sport и Limited. Автомобили в последней версии имеют весьма богатое оснащение, а внешне их можно отличить в первую очередь по литым дискам (хотя встречаются и Sport с «литьем»). Cherokee Limited имеют уже многие привычные для машины из США «навороты». А вот Sport первых годов выпуска, особенно из США, может быть весьма скромным: стальные диски, минимум электрики и, как правило, черные бампера (бампера в цвет кузова в случае с Cherokee Sport входили в список опций).
В России новые Jeep Cherokee еще совсем недавно стоили чересчур дорого, особенно учитывая простоту материалов отделки салона. Поэтому нечего удивляться, что продажи этой модели были совсем малы. В итоге цены на вторичном рынке диктуют привезенные из США автомобили, которые на своей родине дешевы, особенно учитывая нынешний низкий курс доллара. Люди, которые когда-то купили в России новенькие Cherokee, от этого, разумеется, сильно страдают и не имеют возможности продать свой автомобиль за нормальные деньги. Но покупатели секонд-хэнда только рады. Тем более, что Jeep Cherokee оказался на удивление неплохим автомобилем, который, конечно, ломается, но не слишком часто. К тому же не забывайте, что Cherokee является настоящим внедорожником. Здесь он лучший в своем классе.
Экскурс
Наверное, можно уже и не говорить о том, что история Jeep Cherokee, как и всей компании Jeep, началась с модели Willys. Именно эти автомобили в начале 40-х годов стали поступать на службу в армию США и прекрасно зарекомендовали себя во время Второй мировой войны. Но прародителем Cherokee все же считается не обычный Willys, а модель Willys All-Steel Station Wagon 1946 года, которая имела удлиненную колесную базу и закрытый кузов.
В 60-х годах компания активно развивается. И в 1962 году появляется совершенно новая модель под названием Jeep Wagoneer/SJ, которая послужила основой для первого Cherokee –он был показан в 1974 году. Автомобиль имел 3-дверный кузов и представлял собой по сути более спортивную модификацию обычного Wagoneer. Но можно отметить, что именно на Cherokee начали впервые ставить коробку Quadra-Trac — первую полностью автоматическую систему постоянного полного привода. Причем, если в первые годы производства трансмиссия не позволяла отключать передний мост, то в 1983 году такая функция появилась. Первый Cherokee оснащали рядным 6-цилиндровым мотором объемом 4,2 л или V8 объемом уже 5,2 л.
Второй Cherokee был представлен в 1984 году. Именно он сделал имя индейского племени известным во всем мире, став одним из самых популярных внедорожников в мире. На Cherokee с индексом XJ ставили широкую гамму силовых агрегатов. Бензиновые имели следующий объем: 2,5 л (105 л.с. с карбюратором, 115 л.с., 118 л.с., 123 л.с. или 127 л.с. при наличии впрыска), 2,8 л (карбюратор, 115 л.с.), 4,0 л. (6 цилиндров в ряд, от 170 до 193 л.с.). Были и дизели: 2,1 л (85 л.с.) и 2,5 л (113 л.с. или 116 л.с.). Cherokee XJ имел как 3-, так и 5-дверные версии.
Jeep Cherokee XJ выпускался в США до 2001 года (в 1996 году модель подверглась рестайлингу). А в Китае его делают до сих пор. Ну а в 2001 году мир увидел новый Cherokee, который получил совершенно другую внешность. Мало того, в США его даже решили переименовать – в Америке он продавался как Liberty (в России и Европе модель сохранила название Cherokee). В 2004 году автомобиль подвергся рестайлингу – была слегка подкорректирована внешность, небольшие изменения произошли в салоне.
Ну а в прошлом году на рынке США показали новое поколение Liberty, которое вновь получило весьма агрессивный внешний вид. Правда, до нас эта модель еще не добралась. В России по-прежнему продается старый Cherokee, правда, уже только с самыми мощными моторами: бензиновой «шестеркой» объемом 3,7 л и 2,8-литровым дизелем. В салонах Jeep можно сейчас найти и совершенно новый автомобиль под названием Liberty. Но не попадитесь на удочку – продающийся в России Liberty это вовсе не американский Liberty (читай – Cherokee). Это более компактная модель, которая в США известна как Jeep Patriot.
Ну а новый Cherokee, который пока доступен лишь американцам, оснащается двумя моторами. Бензиновым V6 объемом 3,7 л (205 л.с.) и 2,8-литровым дизелем (177 л.с.).