Профессиональные внедорожники – самые дорогие из всех полноприводных автомобилей. Круг их покупателей ограничен. Нефтяники, геологи, военные это само собой. Если рассматривать сектор частных покупателей, такой внедорожник следует рекомендовать охотникам, рыболовам и любителям “помесить грязь”, так называемым джиперам, для которых преодоление тяжелых участков бездорожья – это хобби и стиль жизни.
Может возникнуть резонный вопрос: А разве внедорожник общего назначения не справится с такими заданиями? Справится. Многие модели даже легко справятся. Но к чему приведет такая эксплуатация? Обеспечивающие неплохие ходовые качества на асфальте, подвески начнут “сыпаться” неожиданно быстро. Передняя независимая подвеска и рулевая трапеция внедорожников общего назначения побаиваются даже сильных разовых ударов. Представляете, что происходит, когда они получают такие удары регулярно? В подвеске и заключается главное отличие профессиональных моделей. Их отличает передняя зависимая балка-мост . Такая ходовая часть обеспечивает максимум выносливости и надежности при ударах и тяжелых нагрузках. ШРУСы спрятаны внутрь моста и их невозможно повредить при штурме бездорожья. Рулевые тяги располагаются позади моста и за них можно тоже не опасаться. Для “профессионалов” обязательно наличие мощной рамы . Дополнительными признаками служат более высокий клиренс и мощные некрашеные бамперы. Самые серьезные модели снабжаются блокировками всех трех дифференциалов – заднего, межосевого и переднего.
Двигатели, бензиновые и дизельные, зачастую малофорсированные шестицилиндровые (хотя бывают и V8). Большинство моторов изначально создавались для внедорожников или легких грузовиков. Они практически с холостых оборотов выдают внушительный крутящий момент и чувствуют себя в тяжелых условиях работы, как дома. Такой мотор сложно перегреть или перекрутить. Ему вообще не нужны высокие обороты. Работая вкупе с трансмиссией, где подбор передаточных чисел был изначально нацелен на внедорожную езду, он редко срывает колеса в губительную на бездорожье пробуксовку. Поэтому вести “профессионала” по грязи проще: не требуется филигранная работа газом и сцеплением, как на многих внедорожниках общего назначения. На бездорожье профессиональные внедорожники умеют делать все, что вообще дано автомобилю. Далее уже следует гусеничная техника.
Уверенная поступь по бездорожью свойственна всем “профи”. При попадании в яму выбить переднюю балку-мост сложнее, чем сломать независимую подвеску универсального внедорожника. А если водитель посадил автомобиль на брюхо, в землю упираются все те же неубиваемые балки мостов, а не хитросплетение рычагов подвески и трансмиссии. Как насчет асфальта? Если просто перемещаться из пункта А в пункт Б, то все в порядке. Едут со спокойствием тепловоза. И нет смысла требовать от машины чего-то большего. “Профессиональное” шасси с длинноходной зависимой подвеской по продвинутости конструкции находится на втором месте после дедушкиной телеги. Какие там ездовые качества, какая управляемость? Крены в поворотах, поперечная раскачка, постоянные подруливания. Тормоза, конечно, способны остановить две с половиной тонны, да вот только не могут сделать это быстро. Поэтому предостережение, касающееся “полетов” на универсальных внедорожниках, еще в большей степени касается и “профессионалов”. Семья профессиональных внедорожников невелика. Вот эти модели:
Mercedes-Benz G-classe (Гелендеваген).
В этой машине удивительным образом сочетаются роскошный салон представительного лимузина и шасси профессионального внедорожника: мосты спереди и сзади и полный набор принудительных блокировок дифференциалов. Большое передаточное число понижающей передачи и хорошие параметры геометрической проходимости позволяют этой машине в опытных руках творить чудеса.
Land Rover Defender.
Грубоватая внешность выдает истинную сущность этого автомобиля. В грязи машина чувствует себя превосходно, чего нельзя сказать о городских улицах – шумный мотор и жесткая подвеска не прибавляют ей комфорта. Папа внедорожников -)
Land Rover Discovery.
Трансмиссия идентична предыдущей машине, но установлена она на более “городской” кузов с очень уютным и комфортабельным салоном. Очень достойный на бездорожье автомобиль, не зря же легендарные путешествия “Camel Trophy” проходили именно на Discovery.
Range Rover.
Несмотря на аристократичность, этот автомобиль остается первоклассным вездеходом. Благодаря подвеске, которая на бездорожье поднимает кузов высоко над землей, в проходимости роскошный джип не уступает легендарному Discovery. Рамная конструкция кузова и мосты-балки в шасси позволяют ездить по бездорожью хоть каждый день без ущерба для машины. Специально разработанная для машины противобуксовочная система отчасти заменяет блокировки всех дифференциалов.
Toyota Land Cruiser.
Еще одна легендарная марка внедорожника. Выпускается более 50 лет. Существует множество моделей с разными типами кузова и большим выбором моторов. Все модели характеризует исключительная надежность всех узлов и агрегатов и их ремонтопригодность в полевых условиях. Toyota Lend Cruiser является самым популярным внедорожником на Ближнем и Среднем Востоке, где мало городов и много пустыней и гор.