Наша огромная страна чем-то напоминает… всемирную сеть Интернет – с ее масштабами, пространством и, разумеется, с проблемой «последней мили». Да, у нас больше в ходу километры, но суть дела от этого не меняется: если магистральные направления уже можно считать дорогами, то знаменитые русские проселки этого гордого звания большую часть года всё-таки не заслуживают.
А вместе с тем, дача или дом в деревне – то, что скрашивает суровую жизнь жителя мегаполиса – зачастую удобными подъездами не оборудованы. Несколько метров в сторону с накатанного шоссе – и даже летом обыкновенный передне- или заднеприводный автомобиль готов просить пощады. О весне и осени говорить вообще не приходится. Из этого очевидно, что одним из самых актуальных транспортных средств для дачника является вместительный полноприводный автомобиль с достойным клиренсом. Это косвенно подтверждается повышенным спросом на «Фабулу» ижевского производства – машину, по всем прочим показателям, мягко говоря, довольно среднюю.
Полноприводников – как настоящих, так и легковых с повышенной проходимостью, — на российском рынке сейчас более чем достаточно. Тем не менее, на русском проселке редко встретишь новый «Круизер» или «Патрол» — как правило, у людей, которые могут себе позволить такой автомобиль, с подъездом к загородному дому давно всё в порядке. Так что новым дорогим внедорожникам или «паркетникам» иностранного производства в нашем обзоре не место. Как правило, выбор перед рядовым потребителем стоит довольно простой: либо новая «нашемарка», либо сильно подержанный «японец», «немец» или «американец».
Когда заходит речь о российском «проходимце», первая ассоциация – это, разумеется, «Нива». Старушка, некогда являвшаяся чуть ли не революцией в индустрии (как-никак, один из первых «полулегковых» автомобилей с постоянным полным приводом), повидала много на своем веку. И до сих пор при ней осталась великолепная проходимость, подкрепленная короткой базой; пониженная передача в коробке, возможность блокировки межосевого дифференциала – вечные ценности для любителей «оффроуда». Но время шло, и на недостатки конструкции, в ряду которых – и слабый двигатель, и ненадежная коробка, и отменная прожорливость, — становилось всё труднее закрывать глаза. Кроме того, классическая трехдверная «Нива» сейчас выглядит надругательством над базовыми принципами эргономики. А если учесть цены на инжекторные «Нивы», до сих пор выпускаемые Волжским автозаводом, то можно сделать однозначный вывод: ВАЗ 21214 сейчас может рассматриваться лишь в качестве игрушки для богатого человека, время от времени выезжающего на природу – на охоту, на рыбалку, за грибами…
Как основной автомобиль в семье «Ниву» сейчас практически не покупают – в том числе, по причине малой вместимости и отсутствия минимального комфорта. И если проблемы с вместимостью может решить «крокодил» из вазовского ОПП – пятидверная «Нива» 2131, то все остальные проблемы, увы, остаются актуальными для всех без исключения модификаций знаменитого внедорожника. Время не обманешь, и дни старой «Нивы», безусловно, сочтены. Ценовая политика производителя, судя по всему, призвана подхлестнуть этот процесс. Все мы помним, как много надежд возлагалось на новую «Шевроле-Ниву». Казалось, российский потребитель вот-вот получит желаемое: доступный внедорожник с нивовской проходимостью, надежностью иномарки и эргономикой современного автомобиля. Увы, мечты остались мечтами. «Биодизайн» вызывал поначалу немало нареканий, но сейчас большинство покупателей сходятся во мнении, что дизайн – одна из самых сильных сторон нового автомобиля. Из-за увеличения базы и изменения передаточных чисел в коробке несколько снизилась проходимость, несколько усовершенствованный двигатель все равно не справляется с нагрузкой так, как хотелось бы производителю, а катастрофически низкий уровень надежности стал уже притчей во языцех.
Впрочем, по отзывам владельцев, встречаются и вполне надежные экземпляры. А если вспомнить, что на сегодняшний день «Шевроле-Нива» является одним из самых угоняемых автомобилей, то можно сделать вывод: «Шеви» — для людей, склонных к риску. Это, а также цена модели, с большой вероятностью выводят новую «Ниву» из ряда «семейных внедорожников». На новую модификацию с двигателем от «Opel» надежд также мало, особенно если учесть неизбежно возрастающую цену.
Интересно, что попытки «обновить» «Ниву», воспользоваться ее преимуществами и дистанцироваться от недостатков, предпринимались и другими производителями. Так, полноприводные версии «Оды» и «Фабулы», выпускаемые на Ижевском автозаводе, практически полностью унаследовали нивовскую трансмиссию. (Речь о серийных автомобилях, а не о тюнинговых версиях от «Нормы-Авто».) Отсюда – и достойная проходимость (сниженная, впрочем, удлиненной базой и относительно небольшим клиренсом), и всё те же проблемы с динамикой. Несмотря на известный уровень надежности, ижевские полноприводники достойно конкурируют с иностранными «паркетниками» десяти и более лет от роду. «Ода» и «Фабула» с колесной формулой 4х4 неплохо справляются с проблемой «последнего километра», хотя серьезных внедорожных подвигов от них, конечно, ждать не стоит: всё-таки это легковые машины. Зато на трассе, конечно, они держатся куда более уверенно, чем «Нива» или старый «Паджеро». Одним словом, для легкого бездорожья – вполне достойное решение.
В разговоре о внедорожниках отечественного производства, разумеется, нельзя обойти тему продукции Ульяновского автозавода. И пусть легендарный «козел» уже снят с производства – пришедший ему на смену «Hunter» грустить идейным «козловодам» не позволит. Да, «козел» во всех его ипостасях – машина идейная; не случайно свой клуб «козловодов» есть даже в Японии. Практична она на селе, или в армии, или на другой казенной службе. В остальных же случаях отсутствие комфорта, невысокий уровень надежности (сочетающийся, правда, с отменной ремонтопригодностью) и откровенно нудное поведение на трассе не позволяет рекомендовать «козла» или «охотника» на роль семейного внедорожника. И даже великолепная проходимость лишь в редких случаях может затмить столь ощутимую нехватку практичности.