На автомобильном рынке появились недорогие внедорожники от китайских производителей малоизвестных брэндов Great Wall и Xinkai. Дилеры говорят, что спрос на них высокий, клиентам приходится ждать заказанных машин несколько недель, а в недалеком будущем в России будет организовано сборочное производство этих автомобилей.
«Пока мы продаем только две марки, но планируем расширить ассортимент и создать совместное сборочное производство»,- заявил «Бизнесу» заместитель генерального директора группы компаний «Ирито», официального импортера Great Wall и Xinkai Сергей Филимонов. «Ирито» известна на автомобильном рынке как один из крупнейших дилеров ГАЗа в Москве. Столь резкий переход к иномаркам, по словам Филимонова, означает просто расширение ассортимента: «Китайские автомобили не имеют прямых конкурентов по соотношению размеров, возможностей и стоимости и позиционируются как универсальные машины для всей семьи».
Сейчас на рынке предлагается шесть китайских моделей. Это три машины под брэндом Xinkai (по-русски читается как «Синькай», в переводе с китайского — «Новая победа») — пикап, большой (SUV) и средний (SRV) универсалы с повышенным клиренсом и две от Great Wall — пикап в разных модификациях и внедорожник SUV. Машины Xinkai выпускаются только в заднеприводной версии и являются «кальками» с известных моделей — пикап от Isuzu и внедорожник Honda CR-V, а Great Wall можно купить и в заднеприводной, и в полноприводной версии. Цена пикапов начинается от $11–12 тыс., а внедорожники стоят от $17,5 тыс.
По словам представителя «Ирито», сейчас в России действуют более 30 дилеров китайских автомобилей, 10 из которых — в Москве. В основном эти компании занимались продажей отечественных автомобилей, и сейчас они решили дополнить этот бизнес продажей иномарок самого низкого ценового сегмента. Благо требования у импортера достаточно гуманные, во всяком случае, относительно иномарок и ведущих отечественных автомобилей. «Основное требование „Ирито” — платежеспособность дилера,- говорит генеральный директор компании „Лада на Варшавке”, являющейся дилером Great Wall и Xinkai, Игорь Колмагорцев.- Обособленный show room, к примеру, пока не требуется, в отличие, скажем, от „Лады”».
Столичные дилеры уверяют, что на китайские джипы в Москве сейчас достаточно высокий спрос и даже есть очереди.«Более 80% машин приходит уже под клиентов,- говорит директор по продажам компании „Автостарт” Александр Пестов.- Ими очень активно интересуются, бывают дни, когда более 70% обращений в наши салоны, предлагающие также корейские KIA, Hyundai и SsangYong, приходится на китайские автомобили». По мнению Игоря Колмагорцева, высокий интерес к машинам обусловлен именно отсутствием конкуренции в этой ценовой нише: «Предложение по „Нивам” сейчас ограничено, спрос на Chevrolet-Niva с нынешним мотором после повышения цены упал. А клиенту нужен недорогой, хорошо оснащенный автомобиль в этом сегменте». По словам Сергея Филимонова, в этом году планируется продать около 7 тыс. китайских автомобилей — это позволит маркам Xinkai и Great Wall войти в двадцатку самых продаваемых иномарок в России.
«По цене у китайских машин действительно конкурентов нет,- говорит руководитель проекта Auto-dealer.Ru Олег Дацкив.- Но выводит на рынок эти автомобили не сильный, зарекомендовавший себя на рынке продавец типа „Рольфа”, „Мэйджор-Авто”, „Муса Моторс” или „Независимости”. Такие дилеры, какие есть у китайских марок — не очень серьезные конторы. Я не верю в то, что они смогут грамотно вывести на рынок и раскрутить марку. Это все равно что какая-нибудь крупная сеть супермаркетов обратится с предложением о постройке магазина не к зарекомендовавшему себя ритейлеру, а к владельцу двух палаток у метро».
По словам генерального менеджера группы «Рольф» Валерия Тараканова, китайские автомобили станут серьезными игроками на российском рынке лишь в 2006–2007 году. «Компания Cherry уже объявила, что будет создавать новую модель совместно с итальянцами из Pininfarina и выводить ее на рынок США. Так что всерьез китайцы придут в Россию через год-два. Это может создать серьезную угрозу и для отечественных производителей, и для недорогих иномарок российской сборки типа Renault Logan или Hyundai Accent. Сегодня же китайская продукция не отвечает критериям качества, это такая же имитация, как недорогая китайская магнитола. И я не очень завидую покупателям этих машин — у них могут возникнуть проблемы с автомобилями и сервисом».
Кроме того, источник «Бизнеса» на автомобильном рынке высказал большое сомнение, что продукция Xinkai и Great Wall прошла полноценную сертификацию на соответствие российским стандартам, основанных на правилах ЕЭК ООН по безопасности. «По моей информации, у китайских автомобилей нет европейского сертификата. А без него для получения российского „Одобрения типа транспортного средства” необходимо пройти целый комплекс испытаний — это и долго, и дорого, а некоторые испытания в России провести вообще невозможно»,- заметил собеседник «Бизнеса». Впрочем, по словам представителей «Ирито», все сертификаты и бумаги, необходимые для продажи на российском рынке, у автомобилей есть.