Рев мотора, грязь из под колес, и, несмотря на легкий морозец, на лбу выступил пот… Многим пермякам известна эта картина по популярным местным гонкам «Уральский ухаб». Без настоящего внедорожника на таких трофи-рейдах просто не обойтись.
Россияне (и жители Прикамья в том числе) называют их «джипами» по известной североамериканской торговой марке Jeep, сами же американцы величают такие автомобили SUV (Sport Utility Vehicle — транспортное средство для активного отдыха). Но дело все же не в названии, а в сути и начинке вездехода.
Городской внедорожник?
С каждым годом на улицах Перми стало увеличиваться число т.н. «паркетников», автомобилей, имеющих сходство с внедорожниками, но все же остающихся городскими. В отличие от вездеходов, у них несущим является кузов, а не рама.
Подвеска «паркетников», как у большинства легковых автомобилей. Зачастую — это Мак-Ферсон. Также отличительными чертами являются постоянный полный привод и отсутствие понижающей передачи в раздаточной коробке (а иногда и отсутствие самой «раздатки»).
Конечно, проходимость таких автомобилей несколько выше, чем у обычных легковых, но все же сильно не дотягивает до показателей настоящего «джипа». На заваленных снегом улицах «паркетник» окажется кстати, но для преодоления лесов и болот вам понадобится что-нибудь посерьезнее.
Наиболее популярные представители городских внедорожников — это Toyota RAV4, Honda HR-V и CR-V и всем известная, «полуотечественная» Chevrolet Niva. Можно считать это закономерностью, но чаще всего владельцами таких автомобилей являются представительницы прекрасного пола.
Измеряем «внедорожность»
Моделей настоящих внедорожников различных производителей сейчас в автосалонах предостаточно: от недорогих и аскетичных УАЗов до представительных Toyota Land Cruiser. Но как же выбрать наилучший и наиболее подходящий? При сравнении разных «джипов» нужно обращать внимание на несколько параметров, но для начала определитесь — для каких целей он вам нужен.
Двигатель. Важным показателем здесь является не столько мощность, сколько крутящий момент, передаваемый колесам. При чем максимальное свое значение он должен принимать при как можно меньшей частоте вращения коленчатого вала двигателя, т.е двигатель должен «тянуть на низах». Таким требованиям удовлетворяют дизельные моторы.
Если Вы хоть раз наблюдали за гонкой «Ралли Париж-Дакар», то возможно заметили, что лидирующие позиции в классе внедорожников занимают машины именно с дизельными двигателями. В условиях, когда под колесами песок или раскисший грунт, главную роль играет как раз крутящий момент.
Однако, дизели среди двигателей для внедорожников — не монополисты. Можно также встретить и бензиновые агрегаты: инжекторные, как с распределенным так и моновпрыском, и карбюраторные. Но последние, пожалуй во всем цивилизованном мире канули в Лету, такие моторы остались лишь на архаичных УАЗах.
Если выбирать между бензиновыми и дизельными моторами, разумнее склониться к последнему варианту. Дизели удовлетворяют не только техническим, но и экономическим требованиям.
Ходят слухи, что двигатели иностранных производителей быстро приходят в негодность от российской солярки. Такое мнение не совсем верно.
Дело в том, что мотористы западных автопроизводителей оптимизируют силовые установки под условия конкретной страны, поэтому особо опасаться плохого топлива не стоит. Но покупать топливо где попало тоже не нужно.
Сцепление внедорожников — по сравнению со сцеплением легковых автомобилей — усиленное. Сделано это для того, чтобы выдерживать большие нагрузки, которые возникают, когда вы едете по местности, на которой «не ступала нога человека».
Трансмиссия — наверное, самый важный элемент настоящего внедорожника. Вообще, на сегодняшний день конструкций трансмиссии очень много, и выбор зачастую зависит от располагаемой суммы денег. Но не тратьтесь на ненужные функции.
При выборе внедорожника стоит обратить внимание на передаточные числа всех элементов: КПП, главная передача, раздаточная коробка.
Коробки передач, в основном, устанавливаются механические с ручным переключением. Есть также и автоматические, но для опытного «джиппера» важнее все такие не комфорт, а проходимость автомобиля. Он знает, когда лучше подоткнуть вторую передачу, а когда можно преодолеть препятствие и на четвертой.
Автоматические коробки — агрегаты дорогие, ремонт их тоже не относится к категории дешевых «развлечений», а в лесу, на рыбалке или охоте может случится всякое. Поэтому лучше остановится на механическом варианте КПП.
Раздаточная коробка обязательно должна иметь понижающую передачу, которая увеличивает передаваемый крутящий момент на колеса. Например, попали вы с проселочной дороги на песчаный участок. Будьте любезны, вот вам понижающая! И разницы между грунтовкой и песком вы почти и не заметите, разве что в скорости.
Дифференциалы бывают межколесные и межосевые. При повороте автомобиля его передние, управляемые колеса проходят разное расстояние, поэтому требуется немного мощности передать от одного колеса другому. Для этого и служат межколесные дифференциалы, та же история и с межосевыми. Но на бездорожье они только мешают автомобилю: одно колесо застряло и стоит как мертвое, а другое бешено крутится, создавая при этом лишь эффектный шлейф брызг грязи. В таком случае поможет блокировка дифференциала — колеса будут получать равное количество мощности и появится возможность преодолеть большую лужу грязи. Дифференциалы могут быть с ручной и автоматической, полной или частичной блокировкой.
Кузов. Исторически так сложилось, что несущим элементом внедорожника должна быть рама как наиболее прочная и неуязвимая. В последнее время инженеры стали немного отстраняться от этого стереотипа и предлагают потребителям автомобили с несущим усиленным кузовом. Но все же такая конструкция не обладает тем солидным запасом прочности, который есть у рамы.
Снизу все узлы и агрегаты автомобиля должны быть надежно защищены от попадания травы, грязи, камней и других малоприятных «подарков» природы.
Производители и работники автосервисов предлагают владельцам внедорожников стальные, а иногда даже кевларовые листы для защиты моторного отсека. Установка такой защиты — дело нехитрое и справится с ним может практически любой автомобилист.
От конструкции кузова напрямую зависят геометрические показатели проходимости: клиренс, углы въезда-съезда и угол рампы.
Клиренс или дорожный просвет — это расстояние между низшей точкой кузова и поверхностью дороги. Как вы сами понимаете, чем он больше, тем лучше. Но до определенного момента. При увеличении дорожного просвета поднимается центр тяжести автомобиля, что не самым благоприятным образом сказывается на устойчивости внедорожника.
Углы съезда-въезда характеризуют крутизну подъема которую можно преодолеть без контакта каких либо элементов кузова с грунтом. Чем короче свесы кузова — бампера, фаркоп, лебедка — тем круче подъемы, которые сможет преодолеть внедорожник.
Угол рампы (иначе его называют углом переката) — максимальный угол эстакады, которую сможет преодолеть автомобиль, не касаясь днищем верхнего перелома этой эстакады. На угол рампы влияет размер базы автомобиля (расстояние между передней и задней осью). Чем больше база, тем меньше угол переката автомобиля.
Подвеска внедорожника должна быть энергоемкой, чтобы гасить большие удары о неровности грунта. Вальяжность некоторых конструкций, которой увлекаются американские инженеры, на бездорожье не уместна. При прохождении участков с наклонами такая подвеска может сыграть злую шутку и привести к опрокидыванию автомобиля.
Ход подвески должен быть большим для снижения вероятности диагонального вывешивания, когда от земли отрываются два колеса разных осей по диагонали. Такое условие позволяет внедорожнику проходить ямы и траншеи внушительных размеров.
Рулевое управление. Для облегчения езды по бездорожью потребуется гидроусилитель рулевого управления. И это не только дань моде, но действительно полезное устройство.
ГУР поможет справится с упрямым характером внедорожника, не вызывая при этом боли в мышцах рук.
Колеса и шины. Настоящему «проходимцу» нужна внедорожная обувка. Диаметр шин здесь играет большую роль.
Иногда приходится преодолевать значительные препятствия, такие как бревна, большие валуны, в таких случаях помогают большие колеса — им легче справиться с этой задачей, чем колесам меньшего диаметра.
Рисунок протекторов должен соответствовать условиям: почти повсеместно колесам внедорожника приходится «вгрызаться» в мягкий грунт для наилучшего сцепления с ним.
Неплохо было бы установить на колеса т.н. бедлоки — специальные устройства из двух колец, соединенные болтами. Они предотвращают разбортовывание колеса даже при полном отсутствии давления в нем. В грязи помогут грипперы — резиновые полосы с протекторами и шипами, надевающиеся на колеса, а для сугробов и льда — известные всем цепи.
Тюнинг внедорожника.
Вопреки сложившемуся мнению, тюнинг (от англ. cлова tune — настраивать) — это не только изменение внешнего вида автомобиля. Тюнинг подразумевает под собой иногда даже кардинальную переделку двигателя, ходовой части в угоду техническим параметрам. То же касается и внедорожников.
Некоторые «джипперы» берутся за эту непосильную работу ради развлечения, кто-то же благодаря такой настройке хочет улучшить свои результаты на различных соревнованиях.
Чаще всего на внедорожники базовых моделей устанавливают более мощные и тяговитые двигатели от других автомобилей, настраивают трансмиссию подбором шестерен КПП и раздаточной коробки. Подвеску можно усилить, установив сдвоенные амортизаторы или совсем перекроить под мощные торсионы.
От колес, которыми комплектуют базовые модели на заводе-изготовителе, любители внедорожников почти всегда отказываются и устанавливают большего диаметра и с широким профилем.
Большой популярностью пользуются кенгурятник, лебедка, лайт-бар (или люстра) а также другое оборудование, необходимое для покорения необъятных просторов Прикамья.
Тюнинг — дело добровольное и сугубо индивидуальное. Такие «джипы» создаются лишь в единственных экземплярах — никогда вы не встретите два одинаковых автомобиля.
Если же вы твердо решили «зарядить» свой внедорожник, составьте для начала смету. И если она не охладила ваш пыл, действуйте, но главное — не перестарайтесь! И может быть следующим победителем «Уральского ухаба» станете именно вы!
Рысак в упряжке с тягачом.
Настоящий внедорожник должен ездить по бездорожью, на ровном асфальте он чувствует себя неуверенно: разгон слабый, управляемость оставляет желать лучшего, а о комфорте вообще можно забыть.
Практически все известные автомобильные производители, эмблемы которых красуются на внедорожниках, сегодня пытаются совместить в автомобиле динамику и комфорт легкового автомобиля с проходимостью и надежностью «джипа». Удается это немногим и чаще всего с конвейера сходят упомянутые выше «паркетники», на которых дальше проселка не выедешь. А потребителю остается как прежде выбирать.