Если покрасить джип в вызывающе синий цвет, если врезать ему круглые фары, и придать этим беззащитное выражение лица, и построить его на платформе от «Додж» – будет ли такой автомобиль настоящим джипом, пыталась разобраться «Газета.Ru».
Если хотя бы на пять минут включить в телевизоре FasionTV или посмотреть репортаж с французской Недели моды, сразу понимаешь, что отличий между миром моды и миром моды автомобильной практически никаких.
Современные автомобильные дизайнеры явно находятся под влиянием модных европейских домов. Нельзя сказать, что гламур уж совсем отступает, но тенденции казуаль стали явно превалировать не только в одежде, но и в автомобилях. Туалеты унифицируются, что позволяет, не сильно выпендриваясь, прямо с вечеринки отправляться в офис. И вслед за нашими туалетами автомобили прет-а-порте тоже становятся демократичнее. Если не делать умопомрачительного тюнинга, то порой даже стандартная комплектация позволит чувствовать себя вполне элегантным. Впрочем, тут прошел недавно показ обуви на будущую осень, так в моду войдут лаковые кроссовки, которые раньше считались признаком вульгарности и безвкусицы. Главное, чтобы автомобильные кардены не начали обтягивать лаковой кожей сиденья в авто.
Хотя чего гадать, мода – штука коварная, и, пока дойдет до массового потребителя, все сто раз поменяется. Вместо лака налепят кристаллов «Сваровски», и ладно.
Взять хотя бы Compass. Эх, как здорово смотрелся его концепт на международных выставках. Конечно, первый в истории Jeep переднеприводный автомобиль не мог не вызвать интереса. Как взять и перейти с заднего на передний? Неслыханно! Кто следующий – BMW, Mercedes-Benz, а может, Porsche? Хотя концепт – ветреное создание. Куда ветер перемен подует – так и будет. Вон Compass тоже был таким модным, динамичным, красивым, но в серийной версии он немного сдал свои позиции. Изменили, в общем-то, совсем немного: крылья стали немного другие, поворотники попроще, капот не такой фактурный, но впечатление уже не то, особенно когда помнишь, как он мог бы выглядеть. Впрочем, кое-что все же осталось. Мордашка с трогательными круглыми фарами все равно привлекательна. В ней есть даже что-то непосредственное, дружелюбное. Такой и девушке подойдет.
Но передний привод остался. Как и в человеке, в машине главное – душа, а не внешность, а она у Compass от другого автомобиля – Dodge Caliber. Он не только построен на той же платформе (хотя и повыше на полтора сантиметра), но и вся начинка салона у него точно такая же. Вот только руль называется Jeep, приборы другие, и вместо холодильника для колы тут полочка для мелочевки. Пластик точно такой же жесткий, впрочем, на американских машинах так принято – чтобы ковбой «Мальборо» мог закинуть свои грязные ботфорты прямо на приборную панель, не боясь что-нибудь повредить. В салоне я видел точно такой Compass, но с салоном цвета хаки, наверно, я бы выбрал скорее этот цвет – он смотрится более аутентично.
Наверное, у каждого есть идеал легкого внедорожника. Когда люди задумываются о таком, они в первую очередь надеются, что он подойдет для всех случаев жизни.
Он должен ездить по грязи, но так, чтобы потом можно было забрать тещу из театра, завезти ее в магазин, а самому поехать на концерт в клуб. Ну чтоб и в пир, и в мир, и к черту в кочережки. Чтобы и мощный двигатель, и полный привод, и большой багажник, и чтоб расход минимальный. Так не бывает? Бывает! Если учесть все эти требования – Compass и получится. Так что на другой части нашей планеты, в далекой Америке, нас понимают как нигде.
У американского подхода к салоностроению есть и положительная сторона: кресла мягкие, слева и справа подлокотники, и, конечно, тут есть пара подстаканников, и есть куда приткнуть мобильник, и даже mp3 плеер. Компас тут тоже есть – небольшой экранчик под спидометром. Он умеет показывать стороны света, если его правильно откалибровать. Опять же по-американски много места для пассажиров на диване сзади. Багажник тоже вполне приличный. Если мало 436 литров, то сиденья можно сложить, и получится 1277, но тем, кто планирует ездить на нем на природу, скажу, что в качестве спального места багажник вряд ли удастся приспособить – пол неровный. Лучше позаботиться о палатке. Кстати, на природе может пригодиться и штатная магнитола с сабвуфером и колонками на пятой двери. Она не только прилично ловит FM-частоты, но и звучит очень качественно и громко. Так что, если кто-то из соседей по Селигеру слишком громко включил диск «Лучшая шансон-двадцатка», ему будет чем ответить. Лучше всего чем-нибудь американским – бешеным ритмом White Stripes или, например, убийственным и разухабистым поп-роком The Killers. А может быть, хрип Тома Уэйтса заставит их музыку любить?
Но вообще Compass не очень опасен. Он добродушный, а если выбрать автоматическую коробку, которая и должна стоять в каждой американской тачке, – он сама деликатность. Кто-то хотел мизерный расход – и вот, пожалуйста, вам вариатор.
Ручка очень удобная – передачи в ручном режиме включаются покачиванием влево-вправо, что интуитивно понятнее. Причем ручной режим – это не бесполезная игрушка, пользоваться им приходится довольно часто. У Caliber были небольшие проблемы с обгонами – явно не хватало мощности, но у Compass их практически нет. Двигатель очень подходит для этой коробки, и воткнуть Compass во вдруг отрывшееся окошко в потоке проблем не возникает. Но если захочется показать фуре, где у тебя стоп-сигналы, две «виртуальные» скорости лучше сбросить вручную. Понять, как устроен вариатор, несложно. Посмотрите на велосипедный привод – отличие только в том, что на велосипеде есть шестеренки, а в вариаторе гибкая цепь движется между двух шкивов, меняя передаточные числа плавно и быстро. За счет этого достигается небывалая плавность хода и снижается расход топлива по сравнению с обычным автоматом. Конечно, если топтать педаль газа пяткой, Compass не будет приглатывать кофе глоточками. Он закажет двойную американу и пару тостов, но все в разумных пределах забегаловки быстрого питания. Еще один плюс заключается в том, что вариатор всегда нравится пассажирам. Как бы быстро ни ехал водитель, они все равно ничего не почувствуют: мягкая подвеска хорошо глотает неровности, а ускорение почти не чувствуется. Это значит, что Compass – одна из лучших машин для дальних поездок по нашим дорогам, он меньше утомляет и водителя, и пассажиров.
А помните смешную рекламу, где Cherokee, вернувшись с прогулки, отряхивается как собака, разбрызгивая грязь по двору? Жалко, что Compass так не умеет. С грязью у него небольшая проблема. Аэродинамика такая, что фары и боковые стекла моментально покрываются слоем грязи. Танк таким и должен быть, но проблема в том, что под вечер свет от фар уже не пробивается сквозь этот слой брони и приходится то и дело его чистить.
Неужели этот джип не настоящий, неужели он боится грязи?
К счастью, это только на шоссе! Стоит съехать с дороги, как джип становится джипом. Compass тут в своей стихии. При пробуксовке передних колес многодисковая муфта между осями блокируется частично или полностью. Хитрость этой муфты в том, что она не ждет когда начнут буксовать передние колеса, а частично блокируется сама, просто если подбросить обороты выше 3000 тыс. Такой подход не дает автомобилю закапываться и в жидкой грязи, и на песке. Он чувствует себя явно лучше большинства соплеменников из братии пляжных джипов. Более того, если заблокировать муфту полностью (рукояткой на центральном тоннеле), то уже можно бросаться покорять небольшие болота или песчаные отмели. Но вот в броды соваться не советую: 28 см – предел для Compass, в конце концов, он самый маленький из всей линейки Jeep.
Конечно, у него есть пара недостатков, но все же достоинства и его неприхотливая сущность их перекрывают с лихвой. Его внешность не требует особого к себе отношения – это не зализанный вседорожник, который вскрикивает и пускает слюни от каждой лужи. Он настоящий. На таком можно гвоздем нацарапать «Гламур не пройдет», и будет выглядеть супер. И семья довольна останется. Что же цена? Конечно, он подороже Caliber за счет более мощного двигателя и полного привода. В остальном комплектации практически идентичны. За тот, что протестировала «Газета.Ru», просят 29971 евро, поскольку это максимальная комплектация P2 (круиз контроль, подогрев сидений, магнитола с сабвуфером), к которой еще докупили краску металлик и люк с электроприводом. Но есть версии и подешевле. C тем же двигателем и полным приводом Compass может стоить и 24тыс. евро, а за 28 тыс. есть неплохой тяговитый дизель 2.0.