30 апреля 1948 г. на Амстердамском автосалоне впервые был представлен Land Rover – культовый друг археологов, этнографов и колонизаторов. 58 лет – не шутка. Если представить Land Rover в виде именинника, этакого сэра Лендровера, принимающего поздравления за шумным столом, то тосты его поклонников и друзей наверняка состояли бы из лихих историй, анекдотов и конфузов.
В культовой комедии «Наверное, боги сошли с ума» Land Rover считался чем-то вроде злого духа, который ломался в самом неподходящем месте, например, на середине переправы. В том же фильме «Лендровер» умудрился повиснуть на дереве, словно кокос, и проехать сквозь непролазные джунгли, потеряв полкузова. Зато по легкости управления ему не было равных: даже бушмен, только познакомившийся с бутылкой кока-колы, освоил «демона» с пол-оборота.
Вторая мировая война воспитала новый тип автомобиля – неубиваемый вездеход примитивных форм.
В сороковых дать бой американскому засилью в этом жанре решился Rover.
Легенда связывает проект с неким Морисом Уилксом (Maurice Wilks), который силился сменить свой виллис, но не нашел альтернативы на английском рынке. Видимо, джентльмен искал так рьяно, что уже с весны 1947 г. на Rover начались работы над созданием первых прототипов.
30 апреля 1948 г. на автосалоне в Амстердаме публике представили английский ответ дяде Сэму. Модель 80 серии I имела 1,6-литровый движок. По фарам, комбинированным с радиаторной решеткой, угадывались мотивы Willys-Overland.
Изначально Land Rover проектировался как авто для трудящихся. Но прием, оказанный модели «в свете», оказался столь благостным, а спрос так лихо «взял с места», что уже в начале 50-х на модель посыпались улучшения по части мощи и комфорта, дизеля и кузова station wagon. В 1959 г. появились Land Rover II серии: машина обрела движок посильнее, колесная база расширилась, фары спрятались в крылья. Серия II A получила 12-местный кузов, II В – 6-цилиндровый двигатель. По качествам машины было ясно, что она предназначена тем, кто решил сменить цилиндр на пробковый шлем.
От Калахари до Сахары и от Непала до Дарвина Land Rover стал спутником отчаянных, в основном галантных, но иногда совершенно непредсказуемых субъектов.
Забавно, что в отличие от американского джипа-милитариста за «Лендровером» закрепился благообразный имидж «охотника» и «натуралиста». На самом деле LR не были чужды ни пулемет, ни пушка на прицепе. Мучительно отступая из колониальной Африки, англичане долго плевались огнем в туземцев из своих удаляющихся «Лендроверов». В частности, из обшитых металлом LR получались отличные легкие бронеавтомобили вроде нынешнего Hummer.
В 1967 г. Rover отошел Leyland, вскоре ставшей частью концерна British Leyland. В начале 70-х капризы английских джентльменов привели инженеров Rover к прорыву в будущее: был предложен Range Rover – джип для загородных имений (вскоре его скопировали как смогли румыны – под именем ARO, с черными набалдашниками на рукоятках, как на советских тракторах, это чудо выпускалось при Чаушеску).
В начале 70-х очередная разработка для армии превратилась в популярную третью серию Land Rover.
В 1976 г. был выпущен миллионный «Ленд». Годы шли, английские марки отмирали одна за другой, а звезда Land Rover почему-то не тускнела. Марку подхватывали добрые волны. Особый нимб лоханка о четырех колесах приобретала не только благодаря выдающимся качествам, но и благодаря утонченному покупателю. Так, в начале 80-х в Африку устремились массы вполне приличных горожан, уставших от офисных стрессов. Они спасали слонов, голодных детей и леса Бразилии, и их выбор по части автотранспорта был вполне предсказуем. Вскоре им на смену пришли те, кто хотел немного джунглей прямо в свой гараж. Именно они возвели внедорожник Range Rover в ранг лимузина.
Он единственный среди машин класса SUV был удостоен чести экспонироваться в Лувре в качестве образца современного дизайна.
Тем временем история Land Rover пополнилась моделями Defender и Discovery.
В начале 90-х Rover шел по рукам, и от него избавлялись, как от стареющей проститутки, но Range и Land оcтавались в цене. Помучившись, BMW передал марки спруту Ford, в ведении которого она и пребывает. Пока все живы. Имидж – великая штука. Недалеко от спортмагазина в Измайлове в качестве рекламы стоит маленький оранжевый Land Rover с навьюченной поклажей. Проходя, трудно отделаться от мысли, что он смотрится как маленькая скульптурка. Вроде ничего особенного: корытце как корытце, но почему-то сразу хочется все бросить – и в Африку…