Почему спортсмены? Все просто: ведь джиперы не только гонщики, тестирующие свои автомобили в экстремальных условиях, но еще и инженеры, содержащие свои мастерские и активно внедряющие свои порой эксклюзивные разработки.
Анекдот из жизни: «Консультирую серьезную фирму по вопросам рекламы и PR. Говорю, говорю, мельком упоминаю название «паблик рилейшнз». Тут меня директор спрашивает: А разве PR — это паблик рилейшнз? Мне всегда казалось, что «политика и реклама…»
Вот и с тюнингом примерно также: уже набило оскомину объяснять, что «кенгурины» и пороги это, конечно, хорошо, но есть и еще кое-что поинтересней.
Чем интересуетесь?
Как только в тюнинговую мастерскую приходит человек, который хочет изменить свою машину, первым делом ему зададут вопрос, чем он, собственно, интересуется. Ведь подготовка зависит от множества факторов: от серьезности намерений хозяина, от характера действий, для которых машину готовят, от количества времени, от финансовых возможностей, наконец.
Одно дело, если заказчик готовит «городской» джип, не стремясь к покорению спортивных высот, просто желая улучшить эстетические качества своего автомобиля. Другое — если владелец хочет участвовать на своей машине в различных внедорожных соревнованиях. И, наконец, совсем отдельный разговор, если он хочет эти соревнования выигрывать. Если с первым вариантом все более или менее ясно, то уже со вторым возникают вопросы. В какого рода соревнованиях будет участвовать владелец — трофи, джип-триалах, ралли-рейдах? Относительно коротких или многодневных? По какой спортивной категории будет готовить машину?
Небольшой ликбез
Трофи-рейды — своеобразный «грязевой хардкор», где трасса прокладывается по тяжелому естественному бездорожью со множеством природных препятствий. Скорости здесь невысоки, разве что организаторы включат в состав гонки отдельные быстрые спецучастки или трассы для джип-триалов, входящие в «спортивный зачет» соревнования. Основной упор делается на надежность машины, слаженность действий экипажа и, безусловно, взаимовыручку. Типичный пример — Camel-Trophy в начале своего существования. У нас свои силы можно попробовать в ежегодном трофи-рейде «Ладога» или мурманском «Арктик-трофи». Главный специалист по трофи в Петербурге — Юрий Овчинников, председатель Off-Road 4×4 Club. Джип-триал (джип-спринт) — гибрид скоростных кроссовых гонок и триалов, которые в чистом виде у нас не прижились. Множество подъемов и спусков, бродов, большая скорость, езда «на секундомер» — все это предъявляет серьезные требования к качеству пилотирования. Подготовка машины отличается в корне иной «философией». Отличные спринты проводятся на песчаной кронштадтской трассе Игорем Каном из Федерации Автоспорта 4х4. Ралли-рейды — их особенности всем известны: большая протяженность спецучастков, бездорожный характер трассы, высокая скорость прохождения маршрута. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить о «Дакаре» или «Мастер-ралли». Среди скоростных внедорожных соревнований это как самые почетные, так и самые дорогие. Для успешного выступления или просто «доезда» здесь необходимо готовить не только «боевую» машину, но и «техничку». Кроме того, для достойного результата отличная подготовка первого пилота должна сочетаться с профессионализмом штурмана и правильно написанной «легендой».
Кроме видов соревнований, есть еще и определенные категории, в соответствии с требованиями которых вы можете выступать на своем джипе в серьезных соревнованиях. К примеру, категория Т1 допускает минимальные изменения в подвеске автомобиля и его внешнем виде, Т2 располагает более вольными требованиями, позволяя повышать прочность и мощность отдельных узлов автомобиля, а Т3 допускает постройку и участие настоящих спортпрототипов вашей собственной конструкции.
Многоликий тюнинг
Итак, рассмотрим те возможности, которые могут предоставить своим клиентам три тюнинговые фирмы.
Вариант 1:
«Городской джип»
Land Rover Club предлагает клиентам полный спектр аксессуаров для практически всего модельного ряда фирмы: Discovery, Range Rover, Defender. Здесь можно найти и фирменные «кенгурины», пороги-подножки, декоративные решетки на задние фонари и многое другое с лейблом Land Rover.
У клуба Off-Road Master Алексея Богданова немного иной профиль — здесь можно заказать и установить аксессуары на внедорожники Toyota и Mitsubishi.
Анатолий Викторов на заводе ЦАРМ занимается исключительно продукцией УАЗ. Что отнюдь не ограничивает спектр предлагаемых услуг: здесь можно установить специальные «кенгурины» с кронштейнами для дополнительных осветительных приборов, боковые и задние трубчатые ограждения, багажник с лестницей, брызговики и многое другое. Отдельно можно заказать и установить системы предпускового подогрева и ШРУСы специальной конструкции.
Вариант 2:
Подготовка для участия в трофи-рейде
Спортивная подготовка — конек «джиперов». Впрочем, многое из того, чем занимаются в их мастерских, может быть сделано и в других автосервисах. Правда, с одной оговоркой. Каждый элемент доработки был проверен на прочность в результате «живых» испытаний в жестких условиях соревнований. И никто не сможет вам гарантировать лучше джиперов, что именно эта «защита» картера выдержит удар на скорости, а такое укрепление рамы позволит не бояться появления опасных трещин на силовых элементах под днищем.
Так как все наши участники предлагают примерно одинаковую программу преобразований, мы не стали разделять их.
Стоит отметить, что все основные «трофийные» изменения направлены на увеличение ходов подвески, ее «длины». Ведь трассы подобных соревнований изобилуют препятствиями, на которых очень легко можно вывесить одно из колес, а то и всю ось. А с длинноходной подвеской это сделать намного труднее.
Программа «минимум» включает установку всевозможных «защит»: рулевых тяг, картера двигателя, агрегатов трансмиссии, карданов. Это могут быть как импортные детали, так и сделанные из российских комплектующих по соответствующим чертежам. Под номером два идут колеса — стандартные заменяются на специальные спортивные, большего размера и с правильным внедорожным рисунком протектора. Если геометрия кузова не позволяет это сделать безболезненно, применяют лифтинг — увеличение дорожного просвета. Это может быть либо body lift — подъем кузова над рамой, либо опускание мостов, которое серьезно улучшает геометрическую проходимость. В дополнение устанавливаются более высокие пружины, «мягкие» газовые амортизаторы для улучшения устойчивости и специальные колесные диски. Что касается двигателя, то при определенных обстоятельствах его форсировка может не потребоваться, а замене подвергнутся лишь главные пары мостов.
Далее устанавливаются различные аксессуары — лебедки, блокировки в мосты, аккумуляторы большей мощности и емкости. Для преодоления водных преград во избежание попадания воды в карбюратор устанавливается воздушный коллектор с забором воздуха на уровне крыши автомобиля. Эти полезные переделки позволят не только более-менее удачно участвовать в джиперских соревнованиях, но и съездить на охоту и рыбалку в те места, которые были раньше недоступны. Программа «максимум» — это дальнейшая работа в указанном направлении. Проводится последующее изменение геометрии кузова, в частности, убираются лишние сантиметры на переднем и заднем свесах. Машина серьезно облегчается, из нее убирается все ненужное — сиденья, обивка. Ставятся дополнительные топливные баки. Устанавливаются колеса еще большего размера, что автоматически ведет к доработке ходовой части и подвески.
Вариант 3:
Подготовка для участия в джип-спринте, ралли-рейде
Раллийная «философия» предполагает установку дуг или каркаса безопасности, спортивных сидений, четырехточечных ремней безопасности, системы пожаротушения. Кроме многократного повышения пассивной безопасности, подобные вещи позволяют сосредоточиться на самой технике вождения, не обращая внимания на другие детали.
Все изменения подвески направлены на усиление: устанавливаются специальные прочные пружины, сдвоенные спортивные амортизаторы. По сравнению с трофи ее характеристики диаметрально противоположны — она должна быть достаточно короткоходна, чтобы исключить валкость и позволить автомобилю вести себя устойчиво на большой скорости. Полностью или частично укрепляется рама. Требуются иные, чем для трофи, колеса — не большие и широкие «тридцать пятые», а достаточно узкие, максимум 30-31 дюйм, с сильно развитым протектором.
В гонках уже не обойдешься сменой главных пар — приходится форсировать двигатель. Алексей Богданов, к примеру, устанавливает на спортивные «дизеля» интеркулеры, охлаждающие воздух, поступающий в впускной коллектор двигателя, что позволяет увеличить мощность на 25 %. Правда, во многих случаях можно обойтись и чип-тюнингом.
Кроме обычного пути — опустошения салона, можно сбросить вес и по-другому, к примеру, заменить металлические кузовные панели на карбоновые или кевларовые. Это дает ощутимый эффект: стандартная задняя дверь Mitsubishi Pajero весит 35 килограмм, а ее карбоновая копия — всего шесть. Что уж говорить о крыльях и капоте! В отличие от времен, когда за этим нужно было ездить в Москву, сейчас такие панели можно установить в клубе Off-Road Master.
О ценах
Серьезный джип-тюнинг — удовольствие не из дешевых. Судите сами: импортная лебедка обойдется в $1000, комплект блокировок для Land Rover стоит примерно $2000, каждое «тридцать пятое» колесо опустошит кошелек на $150-200. «Лифтинг» можно сделать и за $500, и за $1000 — все зависит от запросов клиента. Кроме того, если вы решили участвовать в соревнованиях, не забывайте и о расходах на восстановление машины. К примеру, выигравший «Ладогу 2000″ Борис Гадасин сорвал на своем Land Rover Defender 110 блокировку и повредил полуось, что обошлось ему в $1700. Но все же он ее выиграл…